Золотая осень

Исаак Ильич Левитан » Лучшие картины, пейзажи » Золотая осень, 1895

Золотая осень

Золотая осень, 1895

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

«Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы «злая доля», ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, — чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником — он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком. » читать далее »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

«Исаак Левитан — один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи. » читать далее »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

«Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог. » читать далее »

«Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место.» ( Левитан И.И. )

Исаак Левитан. Золотая осень. Описание картины. Шедевры русской живописи

Золотая осень

Исаак Левитан. Золотая осень.
1895. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

«Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию… Он чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа).

Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

Начиная с картины «Осенний день. Сокольники», Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками «осеннюю сюиту». На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста «осенних» картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков. Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина «Золотая осень».

В середине 1890-х, все еще проживая со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой в одной из живописных провинциальных барских усадеб, Левитан внезапно влюбился в отдыхающую на даче по соседству Анну Николаевну Турчанинову. И даже попытка суицида Софьи Петровны на почве ревности не охладила пыл художника. У него завязался бурный и страстный роман с Анной Николаевной, в который была вовлечена и ее старшая дочь Варвара. В этот период художник создает ряд картин, созвучных его тогдашнему душевному состоянию.

Левитан был частым гостем в доме Чеховых в Мелихове. Однако Антон Павлович, и особенно его сестра Мария, не разделяли новых пылких увлечений друга. Скептически относился писатель и к появлению «бравурности» в его последних картинах.

В частности, «Золотая осень» далека от тех элегически-печальных образов осенней природы, которые были свойственны Левитану. В яркой и повышенно декоративной работе чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья, что никак не вяжется с мироощущением самого живописца и, следовательно, по мнению Чехова, не должны присутствовать в его творчестве.

Однако именно это ожидание счастья делает картину подлинным шедевром пейзажа настроения. Не говорит ли оно о той сокрытой силе жизни, которая, не смотря ни на что, все же была присуща художнику? Эта сила жизни проявлялась не часто, и ложилась она на холсты светом нездешним.

Картина вся словно дышит прозрачной негой. Березки на первом плане трепетно чисты и невинны. Мазок художника — предвестник импрессионизма — ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка.

Золотая осень – это, прежде всего, прощальная краса и «пышное природы увяданье» (Пушкин). Все это передают многие художники на своих полотнах. Но тонкий лиризм и светлая грусть свойственны лишь Левитану. Они проходят по всему творчеству мастера и освещают его осенние работы с особой силой мистического чувства.

В повести о Левитане писатель Константин Паустовский дал очень емкую, но удивительно образную оценку его осенним картинам:

«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: . одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».

Фотографии, посвящённые осени. Золотая осень в фотографиях

Зима – время ожиданий. Весна – время надежд. Лето – время счастья. А осень – время мудрости. Осень никого не оставляет равнодушным, заставляя даже самых красивых и счастливых людей задуматься о мимолётности и бессмысленности нашего существования. Умирают цветы. Низкое небо оплакивает весну слезами холодных дождей, а деревья – слезами опадающих листьев. Дрожат одинокие берёзки. Сказочная тайга улыбается своей обманчиво-нереальной красотой. Мёрзнут ёжики, медвежата и суслики. Уносимые холодным ветром, в далёкие края улетают журавли, курлыча на прощанье свою печальную песню. Не успевшие улететь погибают от тоски и одиночества. Это осень. Она поражает нас в самое сердце, порождая бесконечную тоску по лету. Излюбленное время русских поэтов и художников, воспевших смертельную красоту осени в своих бессмертных произведениях. А теперь и все фотографы каждую осень теряют покой, сбегают из городов в дебри сказочной тайги, пытаясь похитить у осени кусочек её разноцветных самоцветов, рискуя быть съеденными голодными медведями, медведицами, медвежатами, медвежонками и медвежончиками.

Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Золотая осень

Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение — описание по картине художника В.Д. Поленова «Золотая осень». Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный и письменный текст-описание, используя эпитеты и сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока русского языка 3 класс28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова

Дата проведения:25 сентября 2013 г.

Цель : Формирование умения воспринимать художественные образы картины.

  • познакомить с творчеством В.Д.Поленова
  • формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства картины
  • учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
  • художник- пейзажист
  • настроение
  • цветовая гамма

1. Предварительная работа

Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске):

В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

— О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.

— Какое название вы бы дали этой картине?

— Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.

Прокомментируйте свой выбор.

— Картина называется «Золотая осень».

Рассказ о художнике

Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

— Почему картина называется «Золотая осень»?

Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

— Что привлекло ваше внимание на этой картине?

— Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

— Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

— С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

— Какие деревья вы видите на картине?

— Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
— Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

3. Словарная работа

— Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
— Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

погожий, хороший, теплый, осенний

ясное, голубое, светлое, лазурное

легкие, воздушные, белые, пушистые

жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

стройные, гибкие, белоствольные.

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

игривое, осеннее, лучистое.

Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Река, как зеркало»

Река — вьётся , как голубая лента

Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах
Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром

4. Составление плана сочинения

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

1 . О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?
2 . Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев 5 . Земля.
6. Какие чувства вызывает картина .
— С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору — осень.
— Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

— Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года — осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

— Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.

5. Написание сочинения и его проверка.

Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.

— С чего следует начать?

— Что нужно написать в основной части?

— Какой будет концовка?

Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.

5. Домашнее задание.
Напишите сочинение по картине В.Д Поленова «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.

Примерный текст сочинения.

На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.

Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

«Золотая осень» Б. Пастернак

«Золотая осень» Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень»

Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт никогда не позволял себе писать только о том, что он видит. В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией». Объединяет все эти «залы» то, что они выдержаны в золотисто-багряных тонах – цвете осени, который придает лесу особую нарядность и помогает создать праздничное настроение. При этом Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину. «липы обруч золотой – как венец на новобрачной», — отмечает автор, и чувствуется, что в наблюдении за природой он провел много восхитительных часов.

Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик. Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа», словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека.

Осенние праздники

Золотая осень

Здравствуй, осень!

ОСЕННИЕ СТЕНГАЗЕТЫ

Каждая газета состоит из 8 листов формата А4.
Скачивайте, распечатывайте, склеивайте и раскрашивайте!

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРАЗДНИК

Скачивайте, распечатывайте, раскрашивайте и вручайте!

ОСЕННИЕ СЦЕНКИ

ОВОЩНАЯ СКАЗКА
спор овощей, осенний капустник

СЦЕНАРИИ ОСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ, ЗАНЯТИЙ

КАК ЗВЕРИ И ПТИЦЫ ЛЕС СПАСАЛИ Новое!
музыкально-театрализованная постановка с участием Сказочницы, Короля и Осени для детей 6-7 лет

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ САД Новое!
сценарий экологического утренника для детей 3-5 лет

ОСЕННЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
сценарий утренника для детей 2-4 лет

ОСЕННИЙ БАЛ
сценарий утренника для детей 6-7 лет

ОСЕННЯЯ СКАЗКА
сценарий утренника для детей 5-7 лет

ПРАЗДНИК ОСЕНИ
сценарий утренника для детей 4-5 лет

ТЕРЕМОК В ОСЕННЕМ ЛЕСУ
сценарий утренника для детей 3-4 лет

ТЕРЕМОК В ОСЕННЕМ ЛЕСУ — 2
сценарий осеннего развлечения для детей 3-4 лет

КОТ В САПОГАХ НА НОВЫЙ ЛАД
сценарий мюзикла для детей 6-7 лет

ОСЕНЬ В ТЕРЕМКЕ
сценарий театрализованного развлечения
для детей 3-4 лет

ПРАЗДНИК ОСЕНИ
сценарий домашней вечеринки для детей 2-4 лет

ДРУЖИМ С ВИТАМИНАМИ
сценарий праздника для детей 3-7 лет

ОСЕННЯЯ СКАЗКА
праздник в старшей группе детского сада

ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ
занятие в старшей логопедической группе

А НЕДАВНО БЫЛО ЛЕТО
сценарий утренника для детей 4-5 лет

КОРОЛЕВА ОСЕНЬ
сценарий осеннего спектакля-сказки
для детей 3-8 лет

ОСЕННИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
сценарий праздника для детей 8-10 лет

ПРАЗДНИК ЗОНТИКА
сценарий осеннего мероприятия
в детском саду

ОСЕННЯЯ ИСТОРИЯ
сценарий осеннего спектакля
для детей 7-10 лет

ДЕНЬ ЗЕМЛИ
сценарий экологического праздника
для детей 7-10 лет

ВИТАМИНЫ — ЭТО СИЛА!
cценарий агитбригады для начальных классов

ОСЕННИЕ ЗАРИСОВКИ
конспект занятия с изотерапией в подготовительной группе

КАРНАВАЛЬНЫЙ ХЕЛЛОУИН
сценарий осеннего праздника на английском языке для детей 5-7 лет

ОСЕННИЕ ИГРЫ

ОСЕННИЕ КОСТЮМЫ

Золотая осеньЗолотая осень Костюмы для участия в осеннем утреннике (к каждому — описание, эскиз, технология пошива, стихотворение-визитка)

ОСЕННИЕ МАСКИ

Золотая осень Описание процесса изготовления маски + картинки овощей, фруктов, ягод и цветов в натуральную величину для скачивания

ОСЕННИЕ ШЛЯПЫ

Оригинальные идеи, описание работы, схемы

ОСЕННИЕ ПОДЕЛКИ

Более 500 поделок из природного материала, мастер-классы

Золотая осень картина Левитана. 1895 г.

Золотая осень

Погуляв по этим красивым окрестностям, Левитан задумал картину на осеннюю тему, в которой он очередной раз хотел продемонстрировать колоритный пейзаж с подчеркнутым осенним настроением и поэтическим окрасом. Виновницей всего этого расположения духа художника, конечно, стала наступившая в очередной раз красавица Золотая Осень.

В этот период времени многие художники пейзажисты пытались отразить на своих холстах осеннюю красоту осени, но, не у всех живописцев получалось передать это самое загадочное настроение, как это видел и творил Исаак Левитан.

В мыслях художника создавалось много образов и сюжетов с осенним пейзажем, чтобы воплотить это на полотне, предстояло много этапов работы. Левитан постоянно находился в поиске нужных оттенков, и композиционного решения, которые потом откроют зрителю всю зрелищность восприятия с оттенками лиризма и умиротворения.

Но все было не так просто, не смотря на то, что, художник имел большой опыт живописца, он не всегда был удовлетворен многими результатами его работы и наверное благодаря упрямству и поискам решения, ему удавалось найти то самое верное решение, можно сказать дойти до истины, которое передавало в картине Золотая осень тонкий поэтизм, лирику и конечно именно, осеннее настроение русской окрестности, обязательно трогающее и волнующее любого зрителя.

На картине Левитан отобразил осеннюю березовую рощу вдоль берега речки Съежа, извилисто уходящей вдаль поворачивая влево. Ясный осенний день сочно подчеркивает яркие колоритные красно-желтые и оранжевые краски листвы деревьев на фоне голубого неба.

Вода в реке достаточно спокойная и в ней местами отражаются прибрежные кусты и трава. На дальнем плане заметно поле еще зеленое, возможно засаженное озимыми культурами, чуть далее виднеются крестьянские избы.

Зрелищность восприятия добавляют стоящие на переднем плане извилистые молодые березки с редкой листвой, говорящие нам о их юном существовании. Созерцая это произведение искусства, листва осени прямо таки сияет насыщенными красками осени.

При всей этой красочности осеннего пейзажа в картине также можно чувствовать и некоторую грусть и уныние и воспоминания о прошедшем теплом лете. Наверное навевание грусти в купе с яркими осенними красками, было отражением мыслей самого Левитана, который и заложил все это в свой сценарий создания картины Золотая осень и ему это конечно удалось.

Картина по завершении была продемонстрирована Санкт-Петербурге на 24-й выставке художников передвижников, где художник также выставлял и свои другие работы. Как известно Золотая осень картина Левитана была выкуплена самим Павлом Третьяковым, и соответственно сегодня это лирическое произведение находится в Третьяковской галерее. Размер 82 на 126 см.

’Золотая осень

1 уч. Сегодня мы собрались на празднике ‘’Золотая осень’’. Но хочется немного вспомнить о лете. Давайте же ненадолго вернёмся в лето.

Входят дети, одетые в костюмы цветов и становятся спиной к зрителям.

Ромашка: (поворачиваясь)
Я в белой рубашке
С жёлтым воротничком,
Ты со мной знаком.
Я—ромашка.
Колокольчик (поворачиваясь):
Мой брат зовёт всех на уроки,
А я в полях стою высокий,
От ветра голову клоню,
Но почему-то не звеню.
Бутончик (поворачиваясь):
А я не цветок,
Я бутончик пока,
Закрыты четыре мои лепестка.
1 уч.: Всегда рядом с красивыми цветами столь же красивые и удивительные насекомые.

Входят дети, одетые в костюмы насекомых

Бабочки (две девочки) :
Мы к цветам летаем в гости,
Ждут всегда они гостей.
И для них в поля приносим,
Мы корзины новостей.
Стрекозы ( две девочки):
Мы стрекозы, тоже кружим
Над полями в летний час.
Мы всегда с цветами дружим,
И они качают нас.
Вед.1:А чтобы всё это радовало глаз, росло, нужна помощь красного солнышка. Оно греет и людей, и растения, и насекомых.

Выходит девочка в костюме солнца.

Солнце:
Солнышко на улице
Ходит руки в бок,
Смотрит и любуется
Где какой цветок.
Выросли привольно на полях и грядках
Солнышко довольно:
Значит, всё в порядке.

Танец цветов, насекомых, солнышка

Уч.2: На смену красоте лета приходит золотая осень.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград—
Всё поспело для ребят.
Уч.3: И арбуз увидев важный,
Оживится детвора—
И радушно скажет каждый:
Все: Здравствуй, осени пора!
Уч.4: Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
Уч.5: Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждём тебя
Осень золотая!

Под музыку выходит осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится парад лесной—
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
И хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!

Хоровод ‘’Здравствуй, осень’’(музыка Витлина, слова Волгиной).

1 куплет

Дети: Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?(2р)

Осень: Принесла я вам муки(показывает из корзинки)
Дети: Значит, будут пироги.
Здравствуй, осень! Здравствуй,. Осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень: А уж яблоки, как мёд.
Дети: на варенье, на компот.
Здравствуй , осень, Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я мёду полную колоду.
Дети: Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.

Садятся на свои места. Выходит дождик, с крупными каплями и зонтиками, раздаёт за правильные ответы.

Дождик: Кто под Дождик попадёт
Тот сейчас писать пойдёт.
1. Кто собирает яблоки спиной (ёж).
2. Кто осенью улетает, а весной возвращается(птицы).
3. Бывают ли перелётные животные? (летучие мыши)

Танец с зонтиками

Осень. Я пришла на праздник с тремя братьями — осенними месяцами. Узнайте их.
Сентябрь: В году 12 месяцев, и три из них осенние. Я — первый.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
(Дети из зала говорят пословицы о сентябре)
-Кто знает обо мне пословицы.
Дети: сентябрь—отлётная пора.
Сентябрь— чародей света.
Сентябрь—пора золотой осени.
Сентябрь: В сентябре осень то ласкает тёплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождём, напоминает, скоро зима.

Выходит второй месяц— октябрь

Октябрь: А я месяц первых снегов, первых холодов.
Меж редеющих верхушек,
Показалась синева
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Кто знает обо мне пословицы?
Дети : Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
В октябре и лист на дереве не держаться.
Октябрь: Летят под полями последние стаи.
Последние листья в лесу облетают.

Танец с листьями. Выходит третий месяц – ноября.

Ноябрь: Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало вода рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
Дети: ноябрь.
Ноябрь: кто знает обо мне пословицы?
Ноябрь – ворота зимы с осенью борется.
Осень: Спасибо, братья месяцы, что пришли к нам на праздник, а теперь садитесь и прослушайте, как наши дети отгадывают загадки про овощи.
Где мои волшебные листочки?

Берет в руки листочки и читает загадки.

1. Лето целое старалась: одевалась, одевалась
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста)
2. Заставил плакать все вокруг, хоть он и не драчун, а…(лук).
3. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы пекли, ели да хвалили? (картофель).
4. Он круглый и красный, как глаз светофора среди овощей нет сочней… (помидор).

Осень: Какие еще вы знаете овощи?
А кто важней?

Инсценировка «Спор овощей» Дети выходят в костюмах овощей

1. Горошек.
2. Свекла.
3. Капуста.
4. Огурец.
5. Редиска.
6. Морковь.
7. Помидор.
8. Лук.
9. Картошка.
10. Айболит.
11. Баклажан.

Осень: Урожай у Вас хороший, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор,
Затевают длинный и веселый спор.
Овощи: Кто из нас овощей, и вкусен и нужен.
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Осень: Выскочил горошек — ну и хвастунишка!
Горошек: (весело) Я такой хорошенький, зелененький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень: От обиды покраснев свекла покраснела.
Свекла: (важно) Дай сказать, хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща, и для винегрета.
Кушай сам и угощайся –
Лучше свеклы нету!
Капуста: (перебивая) Ты уж свекла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные, пироги капустные!
Зайчики плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток, кочерыжкой сладкой.
Огурец: (задорно) Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
Я уж свежий огуречик, всем понравится конечно!
Редиска: (скромно) Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь: (кокетливо) Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок, и грызи морковку –
Будешь ты тогда дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Осень: Тут надулся помидор, и промолвил строго…
Помидор: Не болтай морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж, конечно, сок томатный.
Дети: Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Осень: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый…
Лук: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук.
Картошка: (скромно) Я, картошка, так скромна – слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажаны: (робко) Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Осень: Спор давно кончать пора!
Овощи: (хором) Спорить бесполезно!

Слышится стук в дверь. Овощи замирают

Редиска: Кто-то кажется стучится. (входит Айболит)
Овощи: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я
О чем спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас из овощей, всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
(Айболит расхохотался)
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить, все без исключенья,
В этом нет сомненья! В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь.
Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее!
Осень: Все овощи важны и вкусны.
Осень: Ребята давайте, поиграем.
Сейчас будем делать салат.

Игра «Салат» или «Сбор картофеля) (завяз. глаза

уч.7. У нас в классе есть осенние именинники, и мы хотим их поздравить. Мы приготовили им подарки, которые сделали своими руками из природного материала

Раздаётся стук в дверь. Приносят телеграмму.

Уч.8. Дорогие друзья! Пишут вам пернатые друзья из леса. Мы просим запасти для нас корм и сделать кормушки. Желаем вам отличных успехов в учёбе и труде. Ваши друзья –птицы. Ребята нам надо помочь нашим друзьям.
Осень: Молодцы ребята. Мне очень понравилось у вас на празднике. Мы с вами пели, танцевали, отгадывали загадки, играли, а теперь мне пора в лес, в поле, но я хочу вам подарить свои подарки. До свиданья! Увидимся в следующем году.

Раздаёт угощенья:фрукты и пирожки.